Администрация
муниципального
образования
Фыркальский
сельсовет 

 История аала Усть-Фыркал 

Составили –
А.Н. Ковалевский, И.Н. Коков

      Начало истории аала Усть-Фыркала, по видимому, уходит в средние века. Известно, что эти места в XVII в., в начале XVIII в. были центром Алтысарского княжества, позже названного Качинской землицей. «В результате реформы 1822 года Качинская землица была реорганизована в Качинское Степное Управление, получившее в обыденной жизни, а затем и в ведомственной переписке, название Качинской Степной Думы, административный центр которой находился на левом берегу Абакана, близ его устья. …Большая удаленность Июсских, Красноярских и Абаканских качинцев привели к тому, что в 1855 году Качинская Дума была разделена на две инородческие управы: Абаканскую и Юсскую (Июсскую). Абаканская управа имела резиденцию при устье р. Абакана, а Юсская – на правом берегу протока, соединяющая р. Июс  с озером Фыркало. Каждая управа выбирала своего родоначальника.
По «Статистическому описанию Минусинского округа» составленному в 1855 году исправником Нечаевым, к Абаканской управе было отнесено 65 улусов, в которых насчитывалось 1373 юрты с 5788 душами обоего пола, а к Юсской управе принадлежало 45 улусов, в которых числилось 652 юрты и 3852 души обоего пола. Однако в 1864 году обе эти управы снова были соединены в Абаканскую Инородную управу.» (Л, П, Потапов «Происхождение и формирование Хакасской народности» Хакасское книжное издательство, г. Абакан,1957 г.) 
Усть-Фыркал   находится в живописном уголке Хакасии.
«…В очень уютном месте расположен аал, по русски его назвали Усть-Фыркал. Откуда взялось слово Фыркал? Я выспрашивала у стариков и бабушек, у людей среднего возраста, но ответа не нашла. Одни говорили, что название озера  «Пір кöл» (Одно озеро) по русски получилось «Фыркал». А может слова «Палыхтығ кöл» (Рыбное озеро) и «Пір кöл» стали произносить как «Пыркал», говорили другие. Научный работник Аскизского краеведческого музея им. Катанова Венарий Бурнаков ( «Хакас чирі». 31.08.2000 г.)   сельсовет в Усть-Фыркале называет Палтыкольский сельсовет (Палты кöл – Топор озеро). Это название он выписал из документов губернской администрации 1922-1923 годов»
(в кавычках - перевод отрывка из статьи члена Союза журналистов СССР Елены Абдиной в газете «Хакас Чирі» №74 от 18.05.2001).
Один из старых жителей села Котюшев Николай Егорович говорил, что озеро раньше называлось Палты кöл. Есть вероятность, что название «Фыркал» вошло в обиход  с того, что на старых картах озеро обозначалось –Фырктуржикуль, произношение близко к хакасскому Піріктірілчең кöл – соединяющееся озеро. Ещё лет 50 назад, когда река не была опоясана дамбами, во время большого половодья Белый Июс сливался с озером, заливая все окрестности.
«…С южной стороны аала – озеро Фыркал. Когда-то с прозрачной, кристально чистой водой.  То ли из озера вытекает, то ли с Белого Июса втекает в озеро,  глубокая речка. Тоже рыбная. В болотах гнездятся болотные гуси, утки. По рассказам стариков когда- то в здешних местах даже водились лебеди, в окружающей степи обитали дрофы.
С северной стороны аала, вошедшая в песни, предания, Белый Июс. Если подняться на самую высокую из окружающих гор - Хыйых пазы – перед тобой Сундуки, гора Оңно. Когда-то местные хайджи, тахпахчи в своих песнях воспевали Оңно, Палыхтығ кöл, Тарғы чул, Абыйах хая, Кирчек обаа.   Не спроста  жители окрестных селений Сарып тасты (Коковы), Абыңнар (Абумовы), Кöдістер (Котюшевы), Тарғы чул, объединившись в надежде, что в дружбе и добрососедстве жить будет легче, основали аал Кöл пилтірі (Усть-Фыркал). По рассказам стариков первыми поставили  свои дома и летние юрты братья Коковы. Потом постепенно сюда переселились  Котюшевы, Капчигашевы, Абумовы. Позднее сюда переехали из Марчелгаша Абдины – поставили свои дома недалеко - под горой Абыйах хая».
(в кавычках - перевод отрывков из статьи члена Союза журналистов СССР Елены Абдиной в газете «Хакас Чирі» №74 от 18.05.2001 г.).
 
Первые поселенцы знали, где осадить своих скакунов – горы, лес, полноводный Белый Июс давали всё, что было необходимо для жизни. Поэтому не удивительно, что вокруг Усть-Фыркала раскинулись такие улусы, как Папушино, Тастар, Хуба Чар, Чоохчыл, Хызыл аал, Хайа Алты, Изырлар, Тарчы. Население этой местности в основном состояло из хакасов.       
«…Вот как описывает эти места митрополит Никодим, приезжавший в 1863 году освящать церковь в Усть-Фыркале: «Наш путь лежит через село Форпост до Усть-Фыркала. Здесь готова к освящению церковь им. Св. Николая. Удивительные, красивые места, хотя селение небольшое всего 12 юрт и 3 деревянных дома. В домах живут священник и дьячок. Ночевал у священника Фёдора, человека проворного и заботливого. Между гор в низине в трёх верстах от Июса - небольшое овальной формы озеро. В озеро втекает небольшая речка. С востока, с юга, с севера разных форм высокие горы. Между ними течёт Белый Июс и, быстрым течением выворачивая корни растущих по берегам толстых деревьев, бьётся об отвесную скалу. Ещё недавно в селе была инородческая управа, входившая в состав Ачинского уезда. Позже управу почему-то перевели в село Усть-Абаканское».
      
По дороге он видел пасущиеся табуны лошадей. Его очень удивило, что табуны ходят без пастухов, как он пишет, пасут табуны свирепые, как звери, жеребцы с густой гривой».
( в кавычках - перевод отрывка из статьи члена Союза журналистов СССР Елены Абдиной в газете «Хакас Чирі» №74 от 18.05.2001 г.).  
     
В 1859 году открылся Усть-Фыркальский приход, вы­делившись из Ужурского церковного прихода Ачинско­го уезда. Своё название он получил от озера Фыркал и устья речки Фыркалка. Само село Усть-Фыркальское расположено по правую сторону реки Белый Июс. В приходе находилось 12 инородческих улусов и казачья станица Солёное озеро. Строительство небольшой дере­вянной церкви во имя Николая Чудотворца завершилось в 1863 году. Размеры церкви составили 10 квадратных сажен. Имелась при хра­ме и библиотека, но очень бедная.В 1888 году была открыта Усть – Фыркальская церковно - приходская школа. На территории прихода имелось две одноклассных школы, в селе церковно-приходская и министерская в станице Солёное озеро. Построенная церковь и церковно-приходская школа пытались охристианить всех хакасов. Устраиваемые в Усть-Фыркале цер­ковные праздники, привлекая огромное количество народа из соседних улусов, превращались в народные празднества — с игрищами, песня­ми, тахпахами. Церковно-приходскую школу организовал Е.И. Иптышев, воспитанник Бийского катехизаторского училища. Обучали в ЦПШа обычно на двух языках – на русском и хакасском. Учили четырём простым арифметическим действиям, читать и писать. В школе основное внимание уделялось изучению закона Божьего и заучиванию на старославянском языке  молитв. В 1893 году в церковно-приходской школе обучался 21 ребёнок, девять хакасских мальчиков, шесть девочек и русских пять мальчиков и одна девочка. Штатный причт состоял из священника и псаломщи­ка, жалованье на причт приходилось 550 рублей в год и, вместо хлебной руги, ещё 120 рублей. Доходы за требоисполнение доходили до 450 рублей. В течение ряда лет миссионерскую деятельность здесь осуществлял священ­ник Данилов. Он довольно решительно боролся с шама­нами, запрещая им камлать и отбирал шаманские атри­буты. Однажды, как сообщалось в журнале ЕЕВ, он в 1888г. подверг шаманов эпитимии: «Заставил их ходить с иконами по улусам и те за шесть дней прошли вёрст 150 и побывали в десяти улусах». В 1905 году из 2080 прихожан исповедовались в церкви 1638 человек.Усть-Фыркальская церковно-приходская школа получила от Благочинного 20 экземпляров книг на шорском наречии: «Букварь», «Указание путей в небесное царство» и «Священную историю». В рапорте Бла­гочинному, сообщая о получении книг, священник Данилов писал: «Когда получил книги на родном языке, то очень был рад, так как различие между шорским и качинским диалектом меньше, чем между русским и сла­вянским». Из сказанного в рапорте Даниловым следует, что он хорошо владел инородческим наречием. А фраза «получил книги на родном языке» возможно свидетель­ствует о его инородческом происхождении.
Со временем деревянное здание церкви сильно обветшало, и требо­вался капитальный ремонт, на что в приходе удалось со­брать пожертвований 900 рублей. К 1915 году в прихо­де проживало 1712 инородцев и 468 казаков.
Свершилась революция – новая страница в истории Усть-Фыркала.
Образовалась Усть-Фыркальская волость, центром волости стал Усть-Фыркал. Первым председателем волостного исполкома был Георгий Михалёв. Радостно приняв революцию, алтынчульцы отстаивали ее от белобандитов в партизанских отрядах. Было создано 4 таких отряда из хакасов Ширинского района. Узнав об этом, бандиты схватили за­ложников, пытаясь обнаружить сочувствующих партизанам. Хамчой (плеть с закрученными концами) забили брата Екатерины Начиновой, будущей актрисы Хакасского театра. Во время налетов бандитов ма­тери обряжали красивых девушек в рванье и не выпускали излома, боясь их увоза казаками. Но не надолго залежались в сундуках цвет­ные расклешенные платья хакасок.
Вскоре в Усть-Фыркале появляется новое здание — здание волисполкома. Первым его председателем становится Г. Михалев. Он не только поддерживал начинания молодежи, но и сам вместе с другими служащими  волисполкома Т. Спириным,  Г. Абдиным,   А. Жуковым  принимал участие в самодеятельности. Организатором и вдохновителем драматического кружка был Александр Ми­хайлович Топанов. Через семь лет он станет первым художествен­ным руководителем театра.
«…С северной стороны аала на возвышенности стоял большой дом, позже названный «Нардом» -народный дом. Там, об этом рассказал мне в 1960-х годах Сорғо (Роман Егорович) Котюшев, плясал Пашка-цыганок. Невысокого роста, весёлый юноша.  Его отряд стоял на курорте «Шира» (я с ним встречалась в 70-х годах в Москве). Выступать, говорил он, специально в Усть-Фыркал ездили.
Александр Михайлович Топанов с братьями Коковыми и секретарём волисполкома
Г. Михалёвым  организовали драмкружок, проводили репетиции и с выступлениями ездили по всему району. Самыми активными артистами были сёстры Начиновы, Кичеева Овронья, Кокова Оңка. По примеру Усть-Фыркальцев молодёжь посёлка Коммунар и аала Тастар организовали свою художественную самодеятельность и в тридцатых годах даже выступали в Новосибирске. При поддержке Коммунаровского рудника с песнями и тахпахами побывали в Москве». ( в кавычках - перевод отрывка из статьи члена Союза журналистов СССР Елены Абдиной в газете «Хакас Чирі» №75 от 18.05.2001 г.).

На Усть-Фыркале, в доме в центре аала была открыта большая изба - читальня, заведовала которой Фёкла Николаевна Кокова, член партии с 1920 года. Она проводила большую работу по ликвидации безграмотности среди населения.

На 3 января 1921 года приходится упоминание об открытии по просьбам населе­ния избы - читальни, а в скором времени и школы для взрослых. Нашлось помеще­ние и избраны три грамотных хакаса для проведения читок. По данным волисполкома на 1922- 23 годы по Усть - Фыркальской волости было 11 сельсоветов, 69 насе­ленных пунктов, 6735 жителей. В Усть-Фыркальском сельсовете - 7 селений и 707 человек. Председателем сельсовета долгое время до начала войны был Кичеев Пётр Васильевич.

В 1926 году в Хакасии насчитывалось 19 священников, 12 из них причисляли себя к обновленцам. 1 июня 1926 года Красноярское церковное управление уведомило священ­ников. Хакасии, что до созыва съезда духовенства и ми­рян создаётся Хакасское временное окружное церковное управление. В начале 1927 года состоялся съезд духо­венства и мирян, на котором протоиерей Усть-Ербинской церкви К. Холдаев был избран Благочинным, свя­щенник

Усть-Фыркальской церкви В. Кривоногов его заместителем.

21 октября 1927 года состоялся второй съезд духовенства и мирян, на котором из 12 обновлен­ческих приходов присутствовали представители 7 при­ходов. На съезде в частности обсуждался вопрос об об­разовании Хакасской епархии. Высказывались мнения о том, чтобы претендент на должность епископа был бы безбрачным и преклонного возраста.

После революции притеснения и гонения служителей культа приобретали всё больший размах, набирала оборо­ты антирелигиозная пропаганда. Священников и шама­нов обязывали платить налоги. Так в отчёте «По итогам обследования Чебаковского района» говорилось:

«Само­обложение проводится по всему району. Обложение по­пов, дьяконов, дьячков и шаманов в следующем порядке: поп не менее 20 рублей, дьякон - 8 рублей, дьячок - 4 рубля, шаман от 5 до 20 рублей».

В отчёте отмечалось: «В действиях РИКа замечается непонимание взаимоотно­шений с общественными организациями, в частности, с общиной верующих. РИК утверждает и отменяет поста­новления общих собраний верующих».

С 1924 года на­чалась компания по лишению избирательных прав слу­жителей культов. Особый размах она получила в 1927 году. Кривоногов Виктор Константинович священник

с. Усть-Фыркал в эти годы был лишён избирательных прав. В том же 1927 году церковь полностью сгорела. В доме священника была открыта школа.

Первыми учительницами малокомплектной школы были Михалёва Валентина Георгиевна (мать Путинцева Георгия Тимофеевича – первого киномеханика в истории села) и Чустеева Таисия Алексеевна.

В 1927 году было организовано товарищество по совместной обработке земли. Затем, в 1929 году в селе Сарып тасты на общем собрании было решено создать первый в районе колхоз. Большую работу по организации колхоза проводили Коков Николай (Кабай) Васильевич и Коков Михаил (Микейле), впоследствии репрессированные. После долгих споров колхоз назвали «Алтын чул». В первый год колхоз не смог хорошо подняться. Когда посеянное зерно не дало урожая у многих появилось желание выйти из колхоза. Однажды в колхоз пришла радостная весть – колхозу дают трактор. Это был первый колёсный трактор «Фордзон». С появлением трактора дела пошли намного лучше. Народ стал обратно записываться в колхоз, у людей появилась надежда. Как писал в своем очерке «Алтын чул» писатель Михаил Семёнович Коков, трактор разбудил из многовекового сна степи Таргы чула, вой волков и крики журавлей сменились гулом трактора. Первыми трактористами колхоза «Алтын чул» были Коков Григорий (Мылтых) Кириллович и Коков Семён Антонович.

В 30-ые годы в Усть-Фыркале были построены коровники, телятник, конюшня и маслосырзавод. Продукцию даже поставляли в Ачинск и Красноярск. Много труда вложили в строительство и становление колхоза Коков Степан Дмитриевич, Коков Иван Фёдорович, Коков Прокопий Максимович, Абумов Степан Васильевич, Коков Фёдор Кириллович, Котюшев Роман Егорович, Котюшев Николай Егорович. Коков Прокопий (Мылтых) Максимович был бессменным кузнецом с первого до последнего дня существования колхоза.

Бессменным конюхом был Коков Николай Николаевич. Строили все объекты, в основном без единого гвоздя, плотники Коков Фёдор (Хачах) Максимович, Молоков Николай Иванович, братья Абумовы Норо и Келе, Тодышев Кирилл, Абдин Пётр Лукич, Абдин Алексей Лукич, Тодышев Иван Прохорович, Коков Семён Семёнович.

Были в эти годы построены маслосырзавод, развели отары овец, табуны лошадей и стада крупнорогатого скота. Всего за 10 лет колхоз крепко встал на ноги, стал известен не только в Хакасии. На последней предвоенной Всесоюзной сельхозвыставке в павильонах “Сибирь” и “Зерно” были представлены также хозяйства “Иргиюс” и “Алтын-Чул” Ширинского района и колхозы имени Ленина и имени Калинина Боградского района. Об этом сообщала газета «Советская Хакасия» в номере за 25 мая 1941 года — то есть в день открытия выставки в Москве.

До войны председателем колхоза был Абдин Никита Яковлевич. В начале войны колхоз возглавил Коков Роман Денисович, когда он ушёл на фронт, председателем колхоза стал Коков Иван Васильевич, после него - Спирин Василий Фёдорович. В конце войны председателем стал Болгазин Алексей Фёдорович. Последним председателем колхоза «Алтын чул» был Арыштаев Ефим.

«…Когда заканчивались сельхозработы, вдоль речки Тарғы чул (сейчас это Междуречье –поля Целинного) или в степи вдоль озера Фыркал шумно ,весело и многолюдно проходили конные состязания, хайджи и тапахчи тоже не знали недостатка в слушателях.

Одна из них Варвара Абумова (Рудакова) родом из соседнего аала Хара пулуң. Недаром из Усть-Фыркала вышли первые артисты хакасского театра, писатели.

В аале рядом с хакасами жили Михалёвы, Захаровы. Первый в Хакасии сад посадил в Усть-Фыркале Михалёв. Незадолго до закрытия церкви службы вёл священник с высшим духовным образованием Захаров Александр. У него было три сына, все двуязычные. В играх они всегда участвовали вместе с хакасскими мальчишками. Как я знаю, в первой средней школе ст. Шира руководителем был математик Иван Александрович Захаров. В 1937 году его репрессировали. Такая же участь постигла его отца.

В тридцатые годы многих зажиточных жителей Советская власть сослала в Томскую и Черемховскую тайгу. Оставшийся народ в полях возле речки Тарғы чул выращивая «золотую» пшеницу строили богатый колхоз «Алтын чул». Перед войной колхоз славился своими достижениями, трудолюбивыми людьми, растущим поголовьем скота. Война разрушила жизнь в этом красивом уголке земли оборвав жизни её сильных молодых парней».

( в кавычках - перевод отрывка из статьи члена Союза журналистов СССР Елены Абдиной в газете «Хакас Чирі» №74 от 18.05.2001 г.).

На въезде в Усть-Фыркал, в стороне от нынешней дороги, стоит скромный деревянный памятник. Этот обелиск установил Абдин Алексей Лукич у дороги, по которой ушли на войну и не вернулись его сыновья. По этой дороге ушли на войну много Усть-Фыркальских парней.

Далеко не всем посчастливилось вернуться по ней обратно.

Последним председателем колхоза «Алтын чул» был Арыштаев Ефим. Много лет счетоводом колхоза был Тодышев Илья Павлович. Когда началась война он ушёл на фронт, вернулся в село в 1943 году после тяжелого ранения, и работал счетоводом до ликвидации колхоза.
В послевоенное время колхоз «Алтын чул» ликвидировали, Усть-Фыркал вошёл в состав колхоза «имени Сталина». В 1955 году началось освоение целинных и залежных земель в Ширинском районе. Весной 1955 года колхоз имени Сталина был ликвидирован, стали создаваться совхозы. Был образован «Ширинский зерносовхоз» с центром на месте бывшей колхозной бригады, в нынешнем селе Целинное. Усть-Фыркал стал отделением №3 Ширинского зерносовхоза.

В конце 50-х годов Зав Маслосырзаводом стал Гоппе Генрих Генрихович (все его звали Андрей Андреевич). Управляющим этого большого хозяйства был Катцын Николай Ананьевич. Мотористом села был Барсуков Михаил Романович, а его незаменимым помощником – его жена Раиса Ивановна. Зав медицинским пунктом была Александра Федоровна Кокова (с 1956 по 1961 гг.), а с 1961 по 1973г. заведовала Путинцева Адельфина Михайловна. Первый ветеринарный врач – Кичеева Анна Ивановна.

Данные о аале Усть-Фыркал на 04.10.1964 года

№ п\п

Наименование построек

Количество
построек

Материал
стен

Площадь
в м2

1

Коровник

1

Каменный

858

2

Коровник

3

Деревянный

1620

3

Кормозапакник

1

Деревянный

52

4

Школа

1

Деревянный

125

5

Магазин

1

Деревянный

50

6

Клуб

1

Деревянный

100

7

Санитарный пункт

1

Деревянный

25

8

Молоко - приёмный пункт

1

Деревянный

96

9

Электростанция

1

Деревянный

48

10

Дом 1 комнатный

22

Деревянный

11

Дом 2 комнатный

36

Деревянный

12

Дом 3 комнатный

10

Деревянный

13

Дом 4 комнатный

2

Деревянный

14

Дом 6 комнатный

4

Деревянный

В начале семидесятых годов Усть-Фыркал попал, в соответствии с тогдашней политикой, в разряд неперспективных сёл со всеми вытекающими последствиями.

В 1972 г. улус Усть-Фыркал входит в состав Целинного сельсовета. Решением Красноярских крайисполкомов (промышленного и сельского) № 35 от 17.04.1963 г.

улус Усть-Фыркал был удален из состава Целинного сельсо­вета и включен в состав

Аешинского сельсовета.

Решением Красноярско­го крайисполкома № 460 от 7.10.1963 Аешинский сельсовет был переимено­ван в Фыркальский сельсовет.

Решением Красноярского крайисполкома № 25 от 15.01.1965 Фыркальский сельсовет был упразднён; улус Усть-Фыркал был включен в состав Целинного сельсовета.

Решением Красноярского крайиспол­кома № 421-16 от 10.08.1979 улус Усть-Фыркал был исключен из состава Це­линного сельсовета и включен в состав вновь образованного Фыркальского сельсовета.

Здесь родились: писатель и драматург Топанов A. M., директор ин­ститута ХакНИИЯЛИ Тугужекова В. Н.

На 01.01.2009 года аал Усть-Фыркал. Входит в состав Фыркальского сельсовета.

Численность населения 44 чел., из них 28 - хакасы. Количество дворов 16.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz